Time: 4:19

Веселов  Александр  Калинович -  председатель

СРО   НП «Объединение  предпринимателей   

по рециклингу  отходов»,  юрист-эколог, к.ю.н

 

 Реформа  управления  отходами в   России: практика и   перспективы    саморегулирования   отходоперерабатывающей   индустрии

 

Владимир Путин: "Рассчитываю, что

саморегулирование станет одним из

столпов сильного гражданского общества

 в России"

   Указом  Президента  РФ  от  23  июля  2003  года  №824 «О мерах  по проведению административной  реформы  в 2003  -2004  годах»   развитие  системы     саморегулируемых   организаций  в  области экономики   определено  в  качестве  приоритетного направления   административной  реформы.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается взаимодействие государства, частного бизнеса и общества, ориентированное на создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также на развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

  Увы, вопреки  мнению Президента  РФ  и  положениям  ФЗ «О  саморегулируемых  организациях»    ни  одно     предложение        общественности  и  предпринимательского  сообщества  по  введению  института  саморегулирования  в  отрасли  обращения с  отходами не  нашло  отражения  в   новом  федеральном  законе  458-ФЗ,  кардинально   меняющего   систему  правового  регулирования   в  управлении  отходами  производства  и потребления.

  Возврат  к  правовому   механизму   лицензирования      сбора, транспортирования,  обработки, утилизации,  обезвреживания  и размещения   отходов (обработка  и   утилизация   вводятся  впервые)  стал шагом  назад в     политике  сокращения  избыточных  административных  функций со стороны      государства,  привел  к      увеличению  и так  запредельной  нагрузки на   аппарат   лицензирующего  органа, поскольку   уже   сейчас  штатная   численность  Росприроднадзора  не  позволяет  осуществлять в  полном  объеме    эффективную  разрешительную  и  надзорную  деятельность  в  сфере  обращения с  отходами.

 При этом   проигнорированы  следующие   обоснованные  доводы:

-внутренний  контроль   в  СРО  за  соблюдением    стандартов  оказания   услуг  в  отрасли   вполне  в  состоянии  быть эффективным, публичным, профессиональным и по определению  не      может содержать коррупционных  признаков;

- основой   успешной  работы   отходоперерабатывающей  отрасли, как  показывает   растущая практика,  может  стать  только  привлечение      частных  инвестиций  под гарантии  и  ответственность    саморегулируемых  организаций ;

-отсутствуют  значительные  риски        нанесения    возможного  ущерба  членами  СРО   третьим лицам в  сфере   управления отходами  ввиду     публичности   заключаемых  договоров  и  жесткого  нормативного  регулирования    деятельности СРО  и  ее  членов  в  данной   сфере  правоотношений;

 -  мировой  опыт     саморегулирования  доказывает    социально-экономическую эффективность  такой  формы   развития   отраслевых  рынков,  том  числе  при   реализации    переданных в  СРО   государственных  функций.

           Кроме  того,   новое    положение  о  лицензировании    регулирует        обращение   с  отходами   1-4  классов  опасности.   А    кто  будет  регулировать      движение     миллионов   тонн   отходов  5  класса  опасности,  включая   твердые  коммунальные  отходы?.   Современное  законодательство   для  отходов  5-го  класса  опасности   имеет  только  один   разрешительный   механизм -  государственная  экологическая   экспертиза    проектов  размещения    таких  отходов.   Для  эксперимента   целесообразно   перевести  на  допуски  СРО   хотя  бы  управление     этими «неопасными»  отходами, что  даст    механизм    управления и  контроля           за  образованием и движением      этого потока  отходов.   Крайне  необходимо   предусмотреть  в  законодательстве  об  отходах также    преимущества   членства  в   СРО,  участие      СРО  в  механизме  распределения   средств      утилизационного  фонда   (экологического  сбора).

  

ФЗ  «О   саморегулируемых  организациях»   предоставляет СРО   следующие основные  права:

- представление  интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

- организация  профессиональное обучение, аттестации работников членов саморегулируемой организации или сертификациюи произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг;

- оспаривание  любых актов, решений и (или) действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

-участие  в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направляет , в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

-внесение  на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

-  делать запросы  в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций4.

Саморегулируемая организация имеет  и иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

        

Действующие федеральные  законы и сложившаяся  практика     позволяют  реализовать следующие  основные  преимущества  членства в саморегулируемой организации  в данной  отрасли:

-  участие в   формировании и  реализации   государственной  политики,  правовой  базы и правоприменения  в  области  управления  отходами;

-участие в  координации  и  развитии рынка  работ и услуг в  отрасли;

-имиджевые преимущества  при  заключении   договоров  и иных сделок в  области     управления  отходами;

-возможность  получения  заказов   через  органы  управления  СРО;

- ограничения  при  проведении  проверок   члена  СРО   органами  надзора и контроля;

- получение правовой,  информационной, рекламной и организационной  помощи и защиты  законных  интересов  со  стороны  органов  управления  СРО;

-возможность  оспаривания  в  судах  незаконных  решений  органов   власти  и  ОМСУ,  ущемляющих    интересы  члена  СРО;

-преимущества  в получении   финансовой   поддержки   инновационных   проектов;

-исключение  коррупционной  составляющей во взаимоотношениях   членов  СРО  с  органами   государственной  власти и управления,  органами  МСУ;

-возможность  переложения    части  ответственности  за нанесение  ущерба  третьим лицам  на  компенсационный  фонд  СРО;

- члены  СРО  в  ой  или иной   мере  вынуждены   соблюдать  внутренние  стандарты   деятельности СРО, в м  числе   по  открытости  информации;

 - органы  СРО  не  вмешиваются в  хозяйственную и финансовую   деятельность     предприятий-членов  СРО, сохраняется  полная   самостоятельность      предприятия-члена  СРО.
          Однако сложившаяся  практика  показывает  проблему  фактического наличия  в    регионах    России   необходимого   числа    потенциальных  членов   СРО, отвечающих  всем требованиям    действующего  законодательства  и  способных  взять на  себя  ответственность  за эффективное  управление     переработкой и использованием  отходов, за  безопасное обезвреживание и   размещение   отходов, за  внедрение  наилучших  существующих  технологий   в  отрасли  согласнотребованиям  ГОСТ  Р 55827- 2013 . «Наилучшие  доступные  технологии. Руководство  по экологически ориентированному    управления  отходами».  Поэтому   на  данном    этапе     будут  развиваться  лишь   межрегиональные   СРО  по  управлению  отходами  и   СРО, объединяющие  узкопрофильные   предприятия, занимающиеся  одним  из  видов    отходов. 

        

Сегодня в  России    зарегистрировано около   50    саморегулируемых  организации, осуществляющих  деятельность  в  сфере  обращения с  отходами,  действуют  несколько  национальных  объединений    СРО    в  данной  отрасли, однако  в  связи с  отсутствием   в  базовом   федеральном  законе  «Об  отходах  производства и  потребления» правовых  норм, устанавливающих конкретные  полномочия    СРО   в  сфере   управления   отходами и  преимущества  членства  в СРО,  а  также  вследствие  неумения  на  местах   организовать   участие   в  развитии   рынка  отходов  и  защиту  членов  СРО,  большая  часть      зарегистрированных  СРО  в  данной  отрасли   либо  не  работает, либо  осуществляет   вялотекущую  деятельность   по  поддержке   своих  членов, что  не   адекватно поставленным   ФЗ-485  задачам  реформы  отрасли .

        

Неким  тормозом  в  развитии   законодательства  о  саморегулировании  отходоперерабатывающей  индустрии  стал   введение     указанным   законом    новой   формы   некоммерческой   организации в  отрасли- Объединения (союза)  производителей  и  импортеров    товаров по управлению   отходами производства и потребления с функциями представления    интересов   членов  организации  по вопросам  отчетности  о выполнении нормативов утилизации. продукции   и  товаров,  потерявших  свои  потребительские  свойства.

         Несомненно,  данную новеллу  пролоббировали      десятки   такого  рода  некоммерческих  организаций   в  Москве ,  пытающиеся   хоть в  какой-то  мере   «оседлать  тему» и координировать  раздробленный   рынок   управления  отходами в   стране , но  это   узаконенное  некоммерческое  образование  еще  более  запутало   процесс    реформы      отрасли  по следующим  причинам:

 - законом  предложена  в  какой-то  мере альтернативная      саморегулированию   форма участия   некоммерческих   организаций  в управлении  отраслевым  рынком  отходов, что     приостановило процесс перевода  отрасли  на   добровольное саморегулирование;

- в  отличие   от СРО  союз  производителей  и  импортеров    осуществляет  коммерческую  деятельность  и  имеет   крайне  узкий   сегмент     полномочий;

-передача   права     союзу   представления  отчетности   по  отходам   от имени   своих  членов   является     лишь  правом, а не  обязанностью     предприятий,  что  приведет   к  реализации коррупционных  схем   в  сфере  учета   образования   и  дальнейшего  движения  отходов;

- для производителей    и  импортеров    товаров   учет   и  даже  утилизация  своих  отходов    и  утратившей    свойства  продукции   не  является  основной   экономической  деятельностью  и   приобретать  статус    члена  такого  Союза ( а  с  ним и соответствующие  обязанности)  для решения   непрофильной  проблемы  нецелесообразно,  не  имеется  должной  мотивации;

-такой союз  имеет право  на   реальное   существование    при наличии на   его  балансе   мощной  производственной  базы  по   переработке  конкретной  утратившей    свойства  продукции    и товаров,  ( а  также    образующихся   при   производстве    данной  продукции  отходов) ,  но  для  этого  нужны  инвестиции  и   предусмотренные    ст.  24 ФЗ  «Об  отходах  производства и   потребления» льготы  и преференции;

 -  такое    экономически  мощное  некоммерческое   объединение   вполне   может    стать  членом    саморегулируемой  организация  в  сфере  управления  отходами.

 

 Концепцией    совершенствования  механизмов   саморегулирования (утверждена   распоряжением  Правительства   РФ  от 30.12.  2015  года  №2776-р)   предусматривается  следующие  первоочередные  меры:

-приведение в соответствие отраслевого законодательства Российской Федерации, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях;

- установление на законодательном уровне оснований и порядка передачи государственных функций саморегулируемым организациям с добровольным членством в целях создания стимулов для развития добровольного саморегулирования.

 

         Учитывая, что отдельные   положения   федерального  закона 458  от 29  декабря  2014 года  под  воздействием   практики   правоприменения   менялись и  неизбежно  будут   меняться  новым  составом  Государственной  Думы,   целесообразно      выступить  с     законодательной  инициативой  о  внедрении   правовых  механизмов    саморегулирования  в  этот  отраслевой   закон,  что  позволит   в кратчайшие  сроки оптимизировать      рынок  отходов,    внедрить       достоверный        учет      вторичных  ресурсов, создать   работающую     в   регионах и в национальном  масштабе    схему  движения     отходов  производства и потребления , поставить   под экономический     контроль  и ответственность межрегиональных  СРО  и   отраслевого национального   союза      эффективность  действия  данной  схемы.

          При этом  вряд  ли  необходимо    вводить  в       ФЗ «Об  отходах  производства и потребления»  ряд  статей,  регламентирующих  права, обязанности  и  ответственность    СРО в данной  отрасли.  Достаточно  введения  одной  статьи,  обозначающий        механизм  саморегулирования  отрасли, с  соответствующей   отсылкой  на       ФЗ «О  саморегулируемых  организациях»  и   на положение  о    саморегулировании  отрасли    управления  отходами, утверждаемое   Правительством   РФ.

 

А.К. Веселов

 Доклад  на  Совете  ТПП РФ.  18  мая  2016 г.

 

Новости НССОО

26 марта 2018 года прошло Общее собрание членов НССОО

 

 

Обращение Правления НССОО

 

 

 


Заседание Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюктуры продовольственных рынков в Санкт-Петербурге 


В Волосовском районе появится завод по переработке шин

 

 


С 1 января 2017 года в России запретят захоранивать лом и ртуть А еще через год — бумагу, стекло и покрышки

 


Подходы к отходам.В следующем году в коммунальных платежках россиян появится новая строка расходов - за мусор


СРО «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области» стал единственным носителем российского опыта на международной конференции «Комплексное устойчивое управление отходами»


Важно! Статья о пользе СРО

 

 

 


Фильм:Валерий Серов.О времени и о себе.

 

 


Правлением НССОО было одобрено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, заключенное с Национальной ассоциацией спасательных и экологических организаций


Экология и экоЛОХия в Башкортостане





Реформа управления отходами в России: практика и перспективы саморегулирования отходоперерабатывающей индустрии


ПРАВО РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ВЕРНУЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСПЕКТОРАМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Яндекс.Метрика

 

 

Наши партнеры