Time: 2:27

Подходы к отходам

 
В следующем году в коммунальных платежках россиян появится новая строка расходов - за мусор
В 2017 году в платежках россиян появится новая отдельная строка - плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Сейчас эти расходы спрятаны "до кучи" в графе "содержание и ремонт жилого помещения". Через три месяца эта услуга из жилищной превратится в коммунальную. Чем это нам грозит?

Сейчас плата за вывоз мусора не нормируется. В среднем она составляет 2,5 рубля с квадратного метра жилья, но может быть и больше, так как тариф устанавливает управляющая компания. И руководствоваться она может чем угодно, например, тарифами транспортной компании или мусоропереработчика, или просто возить "задешево" на нелегальную свалку, а денежки жильцов прятать к себе в карман.

С нового года тарифы должны устанавливать региональные операторы по обращению с ТКО. Такой оператор выбирается один на регион, а значит, и плата будет одинаковой для всех жителей.

Правда, не во всех регионах утверждены территориальные схемы обращения с отходами, а без них не выбрать и оператора. Так что есть вполне реальный шанс встретить первый день нового года среди гор мусора.

Грозит ли нам мусорный коллапс, "Российской газете" рассказал министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской.

Сергей Ефимович, до 26 сентября регионы должны были утвердить территориальные схемы в области обращения с отходами. Все ли успели?

Сергей Донской: К сожалению, нет. Согласовано всего 48 территориальных схем.

Хочу сразу оговориться, это не формальная процедура, а важный элемент всей реформы в сфере обращения с отходами.

Он выстраивает всю логистику движения отходов от момента их образования до места переработки или захоронения и все маршруты этой цепочки. Требования к составу, содержанию схем и сроки установлены правительством еще в марте.

Поэтому на сжатые сроки списать проволочку с разработкой не получится. Просто не все регионы своевременно начали эту работу. В последние недели Росприроднадзор вынужден практически круглосуточно заниматься приемом и анализом схем.

В разной степени готовности территориальные схемы - у 61 региона. В 23 регионах ведется пока только подготовительная работа по формированию территориальных схем. Не приступили к разработке в Республике Крым. Очень плохая ситуация у Тывы, Тверской, Вологодской областей - они только готовятся к проведению конкурса. Еще не разработана схема в Северной Осетии-Алании.

Что будет с теми, кто не согласовал схемы?

Сергей Донской: Времени было достаточно, поэтому разбор полетов будем проводить уже совместно с прокуратурой.

хема - это не формальность. Это обязательное условие для выбора регионального оператора. А без него может возникнуть ситуация, что после 1 января 2017 года вывозить мусор будет некому. Надеюсь, региональные власти такой новогодний сюрприз жителям не преподнесут, а начнут максимально быстро выправлять ситуацию.

Очень не хотелось бы получить в каком бы то ни было российском регионе ситуацию с мусорным коллапсом, как это было, например, в Неаполе. Но такая опасность, увы, существует.

То есть нам надо готовиться к худшему?

Сергей Донской: Надеюсь, те меры, которые мы приняли, обеспечат максимально цивилизованную, скажем так, работу коммунальных предприятий.

Мы вернули лицензирование всех видов работ с отходами, сегодня утверждаем территориальные схемы. Дальше в регионах пройдут тендеры по выбору региональных операторов. В итоге мы получаем прозрачное тарифообразование, развиваем систему переработки отходов и снижаем число захоронений.

Региональный оператор - один или несколько - выбирается на 10 лет, а значит, придет в регион всерьез и надолго, не как временщик. Он сможет планировать свою работу и предлагать минимальные тарифы. А ФАС работает над тем, как экономически стимулировать переработку отходов, чтобы захоранивать их стало невыгодно.

Тарифы не вырастут?

Сколько же мы будем платить за вывоз мусора с 1 января 2017 года?

Сергей Донской: Об этом можно будет говорить после выбора региональных операторов. Процедура выборов открытая - побеждает тот, кто предлагает наилучшие условия.

А регионам дано право устанавливать предельные тарифы на обращение с ТКО. Мы исходим из того, что плата за вывоз мусора не должна увеличиться.

Не слишком ли надолго выбирают оператора? Не приведет ли это к злоупотреблениям?

Сергей Донской: Мы считаем, что долгосрочное планирование - необходимое условие работы в этой сфере. Что касается возможных злоупотреблений, то мы вышли в правительство с инициативой дополнить КоАП статьей об ответственности операторов за неисполнение своих обязанностей по госконтрактам, повлекшее угрозу компонентам природной среды. Так что, думаю, все опасения мы снимем.

В большинстве регионов остро стоит проблема несанкционированных свалок. Сегодня в муниципальных бюджетах есть статья, которая позволяет их свалки устранять. С 2017 года статьи не будет. Что делать?

Сергей Донской: К сожалению, сегодня количество несанкционированных свалок более чем в 20 раз превышает количество легальных объектов размещения отходов.

Причин много. Одна из них - низкие нормативы накопления ТКО на душу населения. Во многих регионах нормы действуют с советских времен. Это приводит к тому, что расчет, сколько нужно контейнеров, площадок временного размещения и т.д., оказывается заниженным.

Современное регулирование для решения этой проблемы сформировано. Сейчас требуется максимально эффективное взаимодействие федеральных и региональных органов власти, общественных структур, участвующих в этой работе. Собственно, один из шагов для решения - территориальные схемы. Ситуация в области обращения с отходами должна поменяться коренным образом: от захоронения - к переработке отходов, созданию целой современной индустрии.

Даже если не брать качество работы с отходами, планируется вообще увеличивать количество пунктов раздельного сбора мусора? В шаговой доступности их практически нет.

Сергей Донской: В территориальных схемах должно быть предусмотрено оборудование контейнерных площадок с антивандальными конструкциями для раздельного сбора отходов.

е, кто занимается раздельным сбором мусора, уверяют, что сырья как раз хватает, не хватает мусороперерабатывающих предприятий.

Сергей Донской: Согласен, не во всех регионах хватает таких мощностей. С другой стороны, мы знаем, что есть мусороперерабатывающие предприятия, которые недозагружены.

Есть планы по созданию мусороперерабатывающих предприятий, которые смогут принимать отходы из нескольких регионов. Сегодня Росприроднадзор рекомендует всем регионам представлять на согласование территориальные схемы в электронном виде. В ближайшем будущем на их основе мы создадим интегрированную схему обращения с отходами всей страны. И сможем подсказать и варианты межрегионального взаимодействия по переработке отходов.

Деньги - на свалку

Как привлечь частных инвесторов к процессу сбора и утилизации отходов? Будут ли для них предусмотрены какие-то стимулы (налоговые каникулы, дотации и пр.)?

Сергей Донской: Мы очень рассчитываем, что в сфере обращения с отходами заработает институт государственно-частного партнерства (ГЧП), что будут заключаться концессионные соглашения регионов с инвесторами.

Благодаря гарантиям по инвестициям мы сможем дать мощный импульс по развитию инфраструктуры по переработке отходов. Следовательно, будут уменьшаться площади несанкционированных свалок, а затем эта практика будет просто исключена. И все это скажется положительно и на качестве жизни населения во всех регионах страны.

Другое важнейшее направление - так называемая расширенная ответственность производителя. Законом введен такой экономический механизм. Производитель и импортер товаров и упаковки обязан утилизировать их после утраты потребительских свойств или платить экологический сбор. Это создаст замкнутые циклы в обращении с отходами, возвращая их в хозяйственный оборот и исключая захоронение. Компании будут представлять отчетность по товарам, включая упаковку, подлежащим утилизации после утраты потребительских свойств.

Без лицензии не свалить

С 1 июля 2016 года лицензированию подлежит вся деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I-IV классов опасности. Что показала эта работа?

Сергей Донской: На конец сентября выдано и переоформлено более 9 тысяч лицензий. И сейчас общее количество действующих лицензий с учетом выданных ранее - более 11,42 тысячи.

Честно говоря, мы ожидали, что обращений будет больше. Так что можно говорить, что произошла консолидация этого рынка, его упорядочивание. Сегодня остались только крупные игроки, которые оказались готовы соблюдать те технические и технологические требования, которые предъявляет закон.

Но есть те, чья работа не соответствовала техническим требованиям, они просто не пришли переоформлять лицензию. А тем, кто попытается работать без лицензии, ответственности не избежать!

Какой должна быть идеальная схема по отходам?

Сергей Донской: Наша задача - максимально вовлечь отходы в хозяйственный оборот.

То есть мы должны увидеть эффективную, комплексную систему по обращению с отходами, в которой учтены и нынешняя инфраструктура переработки, и ее развитие, должны быть учтены потребности и отдельных муниципальных образований, и региона в целом.

Сегодня в России несанкционированных свалок в 20 раз больше, чем легальных

Кроме того, при разработке территориальных схем должен учитываться приоритет переработки отходов над захоронением. А также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы как вторсырье.

С 1 января 2017 года вступает норма, по которой захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов таких отходов сформулирован и в ближайшее время будет утвержден правительством. На первом этапе со следующего года мы предлагаем запретить подвергать захоронению лом и отходы черных и цветных металлов, отходы оборудования и прочей продукции, содержащей ртуть.

Если мы видим в схеме констатацию ситуации, как она есть сейчас, - отправляем документ на доработку. Причем руководитель Росприроднадзора Артем Сидоров лично контролирует эту работу, делает все, чтобы взаимодействие было максимально конструктивным. Коллеги фактически участвуют в доработке - советуют регионам, как улучшить их территориальные схемы.

Члены НССОО делятся опытом переработки отходов

СРО «
Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области»  стал единственным носителем российского опыта на международной конференции «Комплексное устойчивое управление отходами»

Конференция проходила с 19 по 23 сентября во Владивостоке. Она была организована в рамках международного проекта TEMPUS IV „TIWaSiC“ и ориентирована на сотрудников промышленных предприятий и госслужащих из регионов Сибири и Дальнего Востока.

Для начала один поток предложено разделить на два

Председатель калининградской СРО Святослав Лавриненковыступил на конференции с докладом об организации селективного (раздельного) сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО).

Для выполнения задач, сформулированных в ходе реформы природоохранного законодательства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года),  эксперты калининградского союза рекомендовали россиянам внедрять дуальный раздельный сбор основного потока отходов домохозяйств. Отходы, подлежащие утилизации, калининградцы предлагают распределять в два контейнера: для «сухого» мусора (отходы упаковки) и для «мокрого» (пищевые отходы, смёт и т. п.).
При этом из общего потока было предложено выделять и отдельно собирать на контейнерной площадке опасные ТКО – батарейки и энергосберегающие лампы.

Пока в Российской Федерации повсеместно доминирует принцип смешанного сбора ТКО, при котором все бытовые отходы собирают в одном общем контейнере, после чего захораниваются на полигонах. Однако с 1 января 2017 года подобная схема обращения становится незаконной в связи с вступлением в силу п. 8 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», вводящего запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие переработке.

Для сравнения: жители такой страны, как например, Швеция (в которой перерабатывается 99% отходов) еще в своих квартирах разделяют бытовые отходы на 12 отдельных мини-контейнеров, после чего распределяют их на такое же количество общедомовых контейнеров, находящихся на контейнерной площадке.

«Одна из основных задач на данном этапе – найти для России верные принципы сбора ТКО, для того чтобы, во-первых, сразу же не отпугнуть жильцов излишне сложными требованиями к сбору бытовых отходов, а во-вторых, не формировать такого количества мусорных потоков, которое на данном этапе все равно не сможет быть переработано», - прокомментировал Святослав Лавриненко.

В  итоге представители калининградской СРО решили начать с малого – разделения ныне существующего единого потока на два. Эксперты уверены: благодаря внедрению такого принципа разделения можно будет достаточно быстро увеличить долю ценных фракций ТКО, направляемых на переработку

«Опасные ТКО – лампы и батарейки - формально составят третий поток отходов, однако сейчас, пока безопасные способы их сбора и утилизации не утверждены законодательно, мы, следуя духу ФЗ-458, выделяем их из общего потока, но не можем рекомендовать одной обязательной методики обращения с ними, - объяснил Святослав Лавриненко. – При этом у нас есть технологии, которые позволяют нам и собирать, и хранить отработанные батарейки столько, сколько понадобится. Так в свое время делали, например, в Японии».

Данная концепция селективного сбора была разработана в Калининграде в результате многолетнего изучения проблем безопасного обращения с ТКО. Она прошла широкое общественное обсуждение в регионе и была рекомендована к внедрению Калининградской областной Думой. Теперь эта концепция транслируется на другие регионы России.

Справка:

«Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области» является членом  «Национального Cоюза саморегулируемых организаций операторов по обращению  с отходами» (НССОО).

Региональный Союз создан в 2009 году для улучшения экологической обстановки путем консолидации предприятий, занятых в сфере обращения с отходами. Союз представлен во всех сегментах обращения с отходами, начиная от транспортировки и заканчивая переработкой или захоронением. Члены Союза перерабатывают или безопасно утилизируют практически все виды отходов, в т.ч. отработанные батарейки, энергосберегающие лампы, бытовую технику, автомобильные аккумуляторы и т.д.
Объединяет 43 предприятия

«Национальный Cоюз саморегулируемых организаций операторов по обращению  с отходами» (НССОО) учрежден в 2013 году ведущими саморегулируемыми организациями отрасли, имеющими общие цели, задачи и стратегию развития.
Занимается  разработкой единой, удовлетворяющей интересы каждого члена Союза позиции в отрасли, а также отстаивает эту позицию на уровне государственной власти и местного самоуправления.
Объединяет 27 СРО из 13-ти регионов страны

Уважаемые коллеги!

С 1 июля 2015 вступили в силу отдельные положения закона №458-ФЗ, которые обязывают специализированные фирмы иметь лицензию на все виды деятельности с отходами 1-4 классов опасности. Таким образом, произошел возврат нашей отрасли к гослицензированию.

За те 2,5 года, в течение которых лицензирование было упразднено, мы с вами проверили на практике действие саморегулирования, создав СРО НП «Союз экологов Северо-Запада» («СЭСЗ») – одну из самых мощных саморегулируемых организаций в сфере обработки отходов.

Руководители «СЭСЗ» уверены: возврат к гослицензированию не должен повлечь за собой отмену тех полезных наработок, которые мы с вами успели сделать за период существования в нашей отрасли принципа саморегулирования.

Опыт нашей с вами СРО показал, насколько полезными для участников рынка могут быть сотрудничество и взаимопомощь в рамках саморегулируемой организации.

Поддержку своим членам наша СРО оказывала и продолжает оказывать в нескольких формах:
- Содействует в продвижении услуг членов СРО;
- Защищает их интересы на уровне органов власти и природоохранных структур;
- Оперативно информирует их обо всех важных для отрасли событиях и изменениях в законодательстве;
- Организует обучение членов СРО по программам дополнительного профессионального образования со значительной ценовой скидкой;
- Организует деловые контакты членов СРО и обмен опытом между ними;
- Проводит еженедельный мониторинг обращения отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и на его основе формирует единый кадастр отходов, отражающий их образование и оборот.  

Особое место в нашей СРО всегда занимала юридическая поддержка членов союза.

Теперь, после возврата к гослицензированию, одним из основных рисков для участников рынка стал риск отзыва или приостановки лицензий на право работы с отходами. Это приводит к перерыву в работе. В большинстве случаев предприятия малого и среднего бизнеса после этого становятся банкротами.

Также возврат лицензий привел к тому, что актуализировался вопрос штрафов, которые могут быть наложены на операторов по обращению с отходами. Причинами для наложения штрафа чаще всего могут служить, во-первых, проведение лицензируемых видов работ с отходами без лицензии и, во-вторых, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами.

СРО НП «Союз экологов Северо-Запада» в подобных ситуациях намерена оказывать своим членам информационно-консультативную, а по возможности и юридическую поддержку.

Кроме того, «Союз экологов» и национальный союз СРО, в который она входит (НС СОО),  продолжат заниматься гармонизацией законодательства о работе с отходами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также работать над исправлением общепризнанных ошибок в правовых актах, посвященных лицензированию.

В связи с этим мы призываем членов нашей СРО продолжить сотрудничество по всем вышеперечисленным, а также иным вопросам, затрагивающим общие интересы предприятий нашей отрасли.

Контактный телефон: +7 (812) 334-27-23

Фильм:
Валерий Серов. О времени и о себе
 

Веселов  Александр  Калинович -  председатель

СРО   НП «Объединение  предпринимателей   

по рециклингу  отходов»,  юрист-эколог, к.ю.н

 

 Реформа  управления  отходами в   России: практика и   перспективы    саморегулирования   отходоперерабатывающей   индустрии

 

Владимир Путин: "Рассчитываю, что

саморегулирование станет одним из

столпов сильного гражданского общества

 в России"

   Указом  Президента  РФ  от  23  июля  2003  года  №824 «О мерах  по проведению административной  реформы  в 2003  -2004  годах»   развитие  системы     саморегулируемых   организаций  в  области экономики   определено  в  качестве  приоритетного направления   административной  реформы.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается взаимодействие государства, частного бизнеса и общества, ориентированное на создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также на развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

  Увы, вопреки  мнению Президента  РФ  и  положениям  ФЗ «О  саморегулируемых  организациях»    ни  одно     предложение        общественности  и  предпринимательского  сообщества  по  введению  института  саморегулирования  в  отрасли  обращения с  отходами не  нашло  отражения  в   новом  федеральном  законе  458-ФЗ,  кардинально   меняющего   систему  правового  регулирования   в  управлении  отходами  производства  и потребления.

  Возврат  к  правовому   механизму   лицензирования      сбора, транспортирования,  обработки, утилизации,  обезвреживания  и размещения   отходов (обработка  и   утилизация   вводятся  впервые)  стал шагом  назад в     политике  сокращения  избыточных  административных  функций со стороны      государства,  привел  к      увеличению  и так  запредельной  нагрузки на   аппарат   лицензирующего  органа, поскольку   уже   сейчас  штатная   численность  Росприроднадзора  не  позволяет  осуществлять в  полном  объеме    эффективную  разрешительную  и  надзорную  деятельность  в  сфере  обращения с  отходами.

 При этом   проигнорированы  следующие   обоснованные  доводы:

-внутренний  контроль   в  СРО  за  соблюдением    стандартов  оказания   услуг  в  отрасли   вполне  в  состоянии  быть эффективным, публичным, профессиональным и по определению  не      может содержать коррупционных  признаков;

- основой   успешной  работы   отходоперерабатывающей  отрасли, как  показывает   растущая практика,  может  стать  только  привлечение      частных  инвестиций  под гарантии  и  ответственность    саморегулируемых  организаций ;

-отсутствуют  значительные  риски        нанесения    возможного  ущерба  членами  СРО   третьим лицам в  сфере   управления отходами  ввиду     публичности   заключаемых  договоров  и  жесткого  нормативного  регулирования    деятельности СРО  и  ее  членов  в  данной   сфере  правоотношений;

 -  мировой  опыт     саморегулирования  доказывает    социально-экономическую эффективность  такой  формы   развития   отраслевых  рынков,  том  числе  при   реализации    переданных в  СРО   государственных  функций.

           Кроме  того,   новое    положение  о  лицензировании    регулирует        обращение   с  отходами   1-4  классов  опасности.   А    кто  будет  регулировать      движение     миллионов   тонн   отходов  5  класса  опасности,  включая   твердые  коммунальные  отходы?.   Современное  законодательство   для  отходов  5-го  класса  опасности   имеет  только  один   разрешительный   механизм -  государственная  экологическая   экспертиза    проектов  размещения    таких  отходов.   Для  эксперимента   целесообразно   перевести  на  допуски  СРО   хотя  бы  управление     этими «неопасными»  отходами, что  даст    механизм    управления и  контроля           за  образованием и движением      этого потока  отходов.   Крайне  необходимо   предусмотреть  в  законодательстве  об  отходах также    преимущества   членства  в   СРО,  участие      СРО  в  механизме  распределения   средств      утилизационного  фонда   (экологического  сбора).

  

ФЗ  «О   саморегулируемых  организациях»   предоставляет СРО   следующие основные  права:

- представление  интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

- организация  профессиональное обучение, аттестации работников членов саморегулируемой организации или сертификациюи произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг;

- оспаривание  любых актов, решений и (или) действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

-участие  в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направляет , в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

-внесение  на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

-  делать запросы  в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций4.

Саморегулируемая организация имеет  и иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

        

Действующие федеральные  законы и сложившаяся  практика     позволяют  реализовать следующие  основные  преимущества  членства в саморегулируемой организации  в данной  отрасли:

-  участие в   формировании и  реализации   государственной  политики,  правовой  базы и правоприменения  в  области  управления  отходами;

-участие в  координации  и  развитии рынка  работ и услуг в  отрасли;

-имиджевые преимущества  при  заключении   договоров  и иных сделок в  области     управления  отходами;

-возможность  получения  заказов   через  органы  управления  СРО;

- ограничения  при  проведении  проверок   члена  СРО   органами  надзора и контроля;

- получение правовой,  информационной, рекламной и организационной  помощи и защиты  законных  интересов  со  стороны  органов  управления  СРО;

-возможность  оспаривания  в  судах  незаконных  решений  органов   власти  и  ОМСУ,  ущемляющих    интересы  члена  СРО;

-преимущества  в получении   финансовой   поддержки   инновационных   проектов;

-исключение  коррупционной  составляющей во взаимоотношениях   членов  СРО  с  органами   государственной  власти и управления,  органами  МСУ;

-возможность  переложения    части  ответственности  за нанесение  ущерба  третьим лицам  на  компенсационный  фонд  СРО;

- члены  СРО  в  ой  или иной   мере  вынуждены   соблюдать  внутренние  стандарты   деятельности СРО, в м  числе   по  открытости  информации;

 - органы  СРО  не  вмешиваются в  хозяйственную и финансовую   деятельность     предприятий-членов  СРО, сохраняется  полная   самостоятельность      предприятия-члена  СРО.
          Однако сложившаяся  практика  показывает  проблему  фактического наличия  в    регионах    России   необходимого   числа    потенциальных  членов   СРО, отвечающих  всем требованиям    действующего  законодательства  и  способных  взять на  себя  ответственность  за эффективное  управление     переработкой и использованием  отходов, за  безопасное обезвреживание и   размещение   отходов, за  внедрение  наилучших  существующих  технологий   в  отрасли  согласнотребованиям  ГОСТ  Р 55827- 2013 . «Наилучшие  доступные  технологии. Руководство  по экологически ориентированному    управления  отходами».  Поэтому   на  данном    этапе     будут  развиваться  лишь   межрегиональные   СРО  по  управлению  отходами  и   СРО, объединяющие  узкопрофильные   предприятия, занимающиеся  одним  из  видов    отходов. 

        

Сегодня в  России    зарегистрировано около   50    саморегулируемых  организации, осуществляющих  деятельность  в  сфере  обращения с  отходами,  действуют  несколько  национальных  объединений    СРО    в  данной  отрасли, однако  в  связи с  отсутствием   в  базовом   федеральном  законе  «Об  отходах  производства и  потребления» правовых  норм, устанавливающих конкретные  полномочия    СРО   в  сфере   управления   отходами и  преимущества  членства  в СРО,  а  также  вследствие  неумения  на  местах   организовать   участие   в  развитии   рынка  отходов  и  защиту  членов  СРО,  большая  часть      зарегистрированных  СРО  в  данной  отрасли   либо  не  работает, либо  осуществляет   вялотекущую  деятельность   по  поддержке   своих  членов, что  не   адекватно поставленным   ФЗ-485  задачам  реформы  отрасли .

        

Неким  тормозом  в  развитии   законодательства  о  саморегулировании  отходоперерабатывающей  индустрии  стал   введение     указанным   законом    новой   формы   некоммерческой   организации в  отрасли- Объединения (союза)  производителей  и  импортеров    товаров по управлению   отходами производства и потребления с функциями представления    интересов   членов  организации  по вопросам  отчетности  о выполнении нормативов утилизации. продукции   и  товаров,  потерявших  свои  потребительские  свойства.

         Несомненно,  данную новеллу  пролоббировали      десятки   такого  рода  некоммерческих  организаций   в  Москве ,  пытающиеся   хоть в  какой-то  мере   «оседлать  тему» и координировать  раздробленный   рынок   управления  отходами в   стране , но  это   узаконенное  некоммерческое  образование  еще  более  запутало   процесс    реформы      отрасли  по следующим  причинам:

 - законом  предложена  в  какой-то  мере альтернативная      саморегулированию   форма участия   некоммерческих   организаций  в управлении  отраслевым  рынком  отходов, что     приостановило процесс перевода  отрасли  на   добровольное саморегулирование;

- в  отличие   от СРО  союз  производителей  и  импортеров    осуществляет  коммерческую  деятельность  и  имеет   крайне  узкий   сегмент     полномочий;

-передача   права     союзу   представления  отчетности   по  отходам   от имени   своих  членов   является     лишь  правом, а не  обязанностью     предприятий,  что  приведет   к  реализации коррупционных  схем   в  сфере  учета   образования   и  дальнейшего  движения  отходов;

- для производителей    и  импортеров    товаров   учет   и  даже  утилизация  своих  отходов    и  утратившей    свойства  продукции   не  является  основной   экономической  деятельностью  и   приобретать  статус    члена  такого  Союза ( а  с  ним и соответствующие  обязанности)  для решения   непрофильной  проблемы  нецелесообразно,  не  имеется  должной  мотивации;

-такой союз  имеет право  на   реальное   существование    при наличии на   его  балансе   мощной  производственной  базы  по   переработке  конкретной  утратившей    свойства  продукции    и товаров,  ( а  также    образующихся   при   производстве    данной  продукции  отходов) ,  но  для  этого  нужны  инвестиции  и   предусмотренные    ст.  24 ФЗ  «Об  отходах  производства и   потребления» льготы  и преференции;

 -  такое    экономически  мощное  некоммерческое   объединение   вполне   может    стать  членом    саморегулируемой  организация  в  сфере  управления  отходами.

 

 Концепцией    совершенствования  механизмов   саморегулирования (утверждена   распоряжением  Правительства   РФ  от 30.12.  2015  года  №2776-р)   предусматривается  следующие  первоочередные  меры:

-приведение в соответствие отраслевого законодательства Российской Федерации, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях;

- установление на законодательном уровне оснований и порядка передачи государственных функций саморегулируемым организациям с добровольным членством в целях создания стимулов для развития добровольного саморегулирования.

 

         Учитывая, что отдельные   положения   федерального  закона 458  от 29  декабря  2014 года  под  воздействием   практики   правоприменения   менялись и  неизбежно  будут   меняться  новым  составом  Государственной  Думы,   целесообразно      выступить  с     законодательной  инициативой  о  внедрении   правовых  механизмов    саморегулирования  в  этот  отраслевой   закон,  что  позволит   в кратчайшие  сроки оптимизировать      рынок  отходов,    внедрить       достоверный        учет      вторичных  ресурсов, создать   работающую     в   регионах и в национальном  масштабе    схему  движения     отходов  производства и потребления , поставить   под экономический     контроль  и ответственность межрегиональных  СРО  и   отраслевого национального   союза      эффективность  действия  данной  схемы.

          При этом  вряд  ли  необходимо    вводить  в       ФЗ «Об  отходах  производства и потребления»  ряд  статей,  регламентирующих  права, обязанности  и  ответственность    СРО в данной  отрасли.  Достаточно  введения  одной  статьи,  обозначающий        механизм  саморегулирования  отрасли, с  соответствующей   отсылкой  на       ФЗ «О  саморегулируемых  организациях»  и   на положение  о    саморегулировании  отрасли    управления  отходами, утверждаемое   Правительством   РФ.

 

А.К. Веселов

 Доклад  на  Совете  ТПП РФ.  18  мая  2016 г.

 

Новости НССОО

26 марта 2018 года прошло Общее собрание членов НССОО

 

 

Обращение Правления НССОО

 

 

 


Заседание Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюктуры продовольственных рынков в Санкт-Петербурге 


В Волосовском районе появится завод по переработке шин

 

 


С 1 января 2017 года в России запретят захоранивать лом и ртуть А еще через год — бумагу, стекло и покрышки

 


Подходы к отходам.В следующем году в коммунальных платежках россиян появится новая строка расходов - за мусор


СРО «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области» стал единственным носителем российского опыта на международной конференции «Комплексное устойчивое управление отходами»


Важно! Статья о пользе СРО

 

 

 


Фильм:Валерий Серов.О времени и о себе.

 

 


Правлением НССОО было одобрено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, заключенное с Национальной ассоциацией спасательных и экологических организаций


Экология и экоЛОХия в Башкортостане





Реформа управления отходами в России: практика и перспективы саморегулирования отходоперерабатывающей индустрии


ПРАВО РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ВЕРНУЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСПЕКТОРАМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Яндекс.Метрика

 

 

Наши партнеры