Time: 5:17

Члены НССОО делятся опытом переработки отходов

СРО «
Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области»  стал единственным носителем российского опыта на международной конференции «Комплексное устойчивое управление отходами»

Конференция проходила с 19 по 23 сентября во Владивостоке. Она была организована в рамках международного проекта TEMPUS IV „TIWaSiC“ и ориентирована на сотрудников промышленных предприятий и госслужащих из регионов Сибири и Дальнего Востока.

Для начала один поток предложено разделить на два

Председатель калининградской СРО Святослав Лавриненковыступил на конференции с докладом об организации селективного (раздельного) сбора твёрдых коммунальных отходов (ТКО).

Для выполнения задач, сформулированных в ходе реформы природоохранного законодательства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года),  эксперты калининградского союза рекомендовали россиянам внедрять дуальный раздельный сбор основного потока отходов домохозяйств. Отходы, подлежащие утилизации, калининградцы предлагают распределять в два контейнера: для «сухого» мусора (отходы упаковки) и для «мокрого» (пищевые отходы, смёт и т. п.).
При этом из общего потока было предложено выделять и отдельно собирать на контейнерной площадке опасные ТКО – батарейки и энергосберегающие лампы.

Пока в Российской Федерации повсеместно доминирует принцип смешанного сбора ТКО, при котором все бытовые отходы собирают в одном общем контейнере, после чего захораниваются на полигонах. Однако с 1 января 2017 года подобная схема обращения становится незаконной в связи с вступлением в силу п. 8 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», вводящего запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие переработке.

Для сравнения: жители такой страны, как например, Швеция (в которой перерабатывается 99% отходов) еще в своих квартирах разделяют бытовые отходы на 12 отдельных мини-контейнеров, после чего распределяют их на такое же количество общедомовых контейнеров, находящихся на контейнерной площадке.

«Одна из основных задач на данном этапе – найти для России верные принципы сбора ТКО, для того чтобы, во-первых, сразу же не отпугнуть жильцов излишне сложными требованиями к сбору бытовых отходов, а во-вторых, не формировать такого количества мусорных потоков, которое на данном этапе все равно не сможет быть переработано», - прокомментировал Святослав Лавриненко.

В  итоге представители калининградской СРО решили начать с малого – разделения ныне существующего единого потока на два. Эксперты уверены: благодаря внедрению такого принципа разделения можно будет достаточно быстро увеличить долю ценных фракций ТКО, направляемых на переработку

«Опасные ТКО – лампы и батарейки - формально составят третий поток отходов, однако сейчас, пока безопасные способы их сбора и утилизации не утверждены законодательно, мы, следуя духу ФЗ-458, выделяем их из общего потока, но не можем рекомендовать одной обязательной методики обращения с ними, - объяснил Святослав Лавриненко. – При этом у нас есть технологии, которые позволяют нам и собирать, и хранить отработанные батарейки столько, сколько понадобится. Так в свое время делали, например, в Японии».

Данная концепция селективного сбора была разработана в Калининграде в результате многолетнего изучения проблем безопасного обращения с ТКО. Она прошла широкое общественное обсуждение в регионе и была рекомендована к внедрению Калининградской областной Думой. Теперь эта концепция транслируется на другие регионы России.

Справка:

«Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области» является членом  «Национального Cоюза саморегулируемых организаций операторов по обращению  с отходами» (НССОО).

Региональный Союз создан в 2009 году для улучшения экологической обстановки путем консолидации предприятий, занятых в сфере обращения с отходами. Союз представлен во всех сегментах обращения с отходами, начиная от транспортировки и заканчивая переработкой или захоронением. Члены Союза перерабатывают или безопасно утилизируют практически все виды отходов, в т.ч. отработанные батарейки, энергосберегающие лампы, бытовую технику, автомобильные аккумуляторы и т.д.
Объединяет 43 предприятия

«Национальный Cоюз саморегулируемых организаций операторов по обращению  с отходами» (НССОО) учрежден в 2013 году ведущими саморегулируемыми организациями отрасли, имеющими общие цели, задачи и стратегию развития.
Занимается  разработкой единой, удовлетворяющей интересы каждого члена Союза позиции в отрасли, а также отстаивает эту позицию на уровне государственной власти и местного самоуправления.
Объединяет 27 СРО из 13-ти регионов страны

Уважаемые коллеги!

С 1 июля 2015 вступили в силу отдельные положения закона №458-ФЗ, которые обязывают специализированные фирмы иметь лицензию на все виды деятельности с отходами 1-4 классов опасности. Таким образом, произошел возврат нашей отрасли к гослицензированию.

За те 2,5 года, в течение которых лицензирование было упразднено, мы с вами проверили на практике действие саморегулирования, создав СРО НП «Союз экологов Северо-Запада» («СЭСЗ») – одну из самых мощных саморегулируемых организаций в сфере обработки отходов.

Руководители «СЭСЗ» уверены: возврат к гослицензированию не должен повлечь за собой отмену тех полезных наработок, которые мы с вами успели сделать за период существования в нашей отрасли принципа саморегулирования.

Опыт нашей с вами СРО показал, насколько полезными для участников рынка могут быть сотрудничество и взаимопомощь в рамках саморегулируемой организации.

Поддержку своим членам наша СРО оказывала и продолжает оказывать в нескольких формах:
- Содействует в продвижении услуг членов СРО;
- Защищает их интересы на уровне органов власти и природоохранных структур;
- Оперативно информирует их обо всех важных для отрасли событиях и изменениях в законодательстве;
- Организует обучение членов СРО по программам дополнительного профессионального образования со значительной ценовой скидкой;
- Организует деловые контакты членов СРО и обмен опытом между ними;
- Проводит еженедельный мониторинг обращения отходов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и на его основе формирует единый кадастр отходов, отражающий их образование и оборот.  

Особое место в нашей СРО всегда занимала юридическая поддержка членов союза.

Теперь, после возврата к гослицензированию, одним из основных рисков для участников рынка стал риск отзыва или приостановки лицензий на право работы с отходами. Это приводит к перерыву в работе. В большинстве случаев предприятия малого и среднего бизнеса после этого становятся банкротами.

Также возврат лицензий привел к тому, что актуализировался вопрос штрафов, которые могут быть наложены на операторов по обращению с отходами. Причинами для наложения штрафа чаще всего могут служить, во-первых, проведение лицензируемых видов работ с отходами без лицензии и, во-вторых, нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами.

СРО НП «Союз экологов Северо-Запада» в подобных ситуациях намерена оказывать своим членам информационно-консультативную, а по возможности и юридическую поддержку.

Кроме того, «Союз экологов» и национальный союз СРО, в который она входит (НС СОО),  продолжат заниматься гармонизацией законодательства о работе с отходами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также работать над исправлением общепризнанных ошибок в правовых актах, посвященных лицензированию.

В связи с этим мы призываем членов нашей СРО продолжить сотрудничество по всем вышеперечисленным, а также иным вопросам, затрагивающим общие интересы предприятий нашей отрасли.

Контактный телефон: +7 (812) 334-27-23

Фильм:
Валерий Серов. О времени и о себе
 

Веселов  Александр  Калинович -  председатель

СРО   НП «Объединение  предпринимателей   

по рециклингу  отходов»,  юрист-эколог, к.ю.н

 

 Реформа  управления  отходами в   России: практика и   перспективы    саморегулирования   отходоперерабатывающей   индустрии

 

Владимир Путин: "Рассчитываю, что

саморегулирование станет одним из

столпов сильного гражданского общества

 в России"

   Указом  Президента  РФ  от  23  июля  2003  года  №824 «О мерах  по проведению административной  реформы  в 2003  -2004  годах»   развитие  системы     саморегулируемых   организаций  в  области экономики   определено  в  качестве  приоритетного направления   административной  реформы.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается взаимодействие государства, частного бизнеса и общества, ориентированное на создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, а также на развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

  Увы, вопреки  мнению Президента  РФ  и  положениям  ФЗ «О  саморегулируемых  организациях»    ни  одно     предложение        общественности  и  предпринимательского  сообщества  по  введению  института  саморегулирования  в  отрасли  обращения с  отходами не  нашло  отражения  в   новом  федеральном  законе  458-ФЗ,  кардинально   меняющего   систему  правового  регулирования   в  управлении  отходами  производства  и потребления.

  Возврат  к  правовому   механизму   лицензирования      сбора, транспортирования,  обработки, утилизации,  обезвреживания  и размещения   отходов (обработка  и   утилизация   вводятся  впервые)  стал шагом  назад в     политике  сокращения  избыточных  административных  функций со стороны      государства,  привел  к      увеличению  и так  запредельной  нагрузки на   аппарат   лицензирующего  органа, поскольку   уже   сейчас  штатная   численность  Росприроднадзора  не  позволяет  осуществлять в  полном  объеме    эффективную  разрешительную  и  надзорную  деятельность  в  сфере  обращения с  отходами.

 При этом   проигнорированы  следующие   обоснованные  доводы:

-внутренний  контроль   в  СРО  за  соблюдением    стандартов  оказания   услуг  в  отрасли   вполне  в  состоянии  быть эффективным, публичным, профессиональным и по определению  не      может содержать коррупционных  признаков;

- основой   успешной  работы   отходоперерабатывающей  отрасли, как  показывает   растущая практика,  может  стать  только  привлечение      частных  инвестиций  под гарантии  и  ответственность    саморегулируемых  организаций ;

-отсутствуют  значительные  риски        нанесения    возможного  ущерба  членами  СРО   третьим лицам в  сфере   управления отходами  ввиду     публичности   заключаемых  договоров  и  жесткого  нормативного  регулирования    деятельности СРО  и  ее  членов  в  данной   сфере  правоотношений;

 -  мировой  опыт     саморегулирования  доказывает    социально-экономическую эффективность  такой  формы   развития   отраслевых  рынков,  том  числе  при   реализации    переданных в  СРО   государственных  функций.

           Кроме  того,   новое    положение  о  лицензировании    регулирует        обращение   с  отходами   1-4  классов  опасности.   А    кто  будет  регулировать      движение     миллионов   тонн   отходов  5  класса  опасности,  включая   твердые  коммунальные  отходы?.   Современное  законодательство   для  отходов  5-го  класса  опасности   имеет  только  один   разрешительный   механизм -  государственная  экологическая   экспертиза    проектов  размещения    таких  отходов.   Для  эксперимента   целесообразно   перевести  на  допуски  СРО   хотя  бы  управление     этими «неопасными»  отходами, что  даст    механизм    управления и  контроля           за  образованием и движением      этого потока  отходов.   Крайне  необходимо   предусмотреть  в  законодательстве  об  отходах также    преимущества   членства  в   СРО,  участие      СРО  в  механизме  распределения   средств      утилизационного  фонда   (экологического  сбора).

  

ФЗ  «О   саморегулируемых  организациях»   предоставляет СРО   следующие основные  права:

- представление  интересов членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

- организация  профессиональное обучение, аттестации работников членов саморегулируемой организации или сертификациюи произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг;

- оспаривание  любых актов, решений и (или) действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

-участие  в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направляет , в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

-внесение  на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

-  делать запросы  в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций4.

Саморегулируемая организация имеет  и иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

        

Действующие федеральные  законы и сложившаяся  практика     позволяют  реализовать следующие  основные  преимущества  членства в саморегулируемой организации  в данной  отрасли:

-  участие в   формировании и  реализации   государственной  политики,  правовой  базы и правоприменения  в  области  управления  отходами;

-участие в  координации  и  развитии рынка  работ и услуг в  отрасли;

-имиджевые преимущества  при  заключении   договоров  и иных сделок в  области     управления  отходами;

-возможность  получения  заказов   через  органы  управления  СРО;

- ограничения  при  проведении  проверок   члена  СРО   органами  надзора и контроля;

- получение правовой,  информационной, рекламной и организационной  помощи и защиты  законных  интересов  со  стороны  органов  управления  СРО;

-возможность  оспаривания  в  судах  незаконных  решений  органов   власти  и  ОМСУ,  ущемляющих    интересы  члена  СРО;

-преимущества  в получении   финансовой   поддержки   инновационных   проектов;

-исключение  коррупционной  составляющей во взаимоотношениях   членов  СРО  с  органами   государственной  власти и управления,  органами  МСУ;

-возможность  переложения    части  ответственности  за нанесение  ущерба  третьим лицам  на  компенсационный  фонд  СРО;

- члены  СРО  в  ой  или иной   мере  вынуждены   соблюдать  внутренние  стандарты   деятельности СРО, в м  числе   по  открытости  информации;

 - органы  СРО  не  вмешиваются в  хозяйственную и финансовую   деятельность     предприятий-членов  СРО, сохраняется  полная   самостоятельность      предприятия-члена  СРО.
          Однако сложившаяся  практика  показывает  проблему  фактического наличия  в    регионах    России   необходимого   числа    потенциальных  членов   СРО, отвечающих  всем требованиям    действующего  законодательства  и  способных  взять на  себя  ответственность  за эффективное  управление     переработкой и использованием  отходов, за  безопасное обезвреживание и   размещение   отходов, за  внедрение  наилучших  существующих  технологий   в  отрасли  согласнотребованиям  ГОСТ  Р 55827- 2013 . «Наилучшие  доступные  технологии. Руководство  по экологически ориентированному    управления  отходами».  Поэтому   на  данном    этапе     будут  развиваться  лишь   межрегиональные   СРО  по  управлению  отходами  и   СРО, объединяющие  узкопрофильные   предприятия, занимающиеся  одним  из  видов    отходов. 

        

Сегодня в  России    зарегистрировано около   50    саморегулируемых  организации, осуществляющих  деятельность  в  сфере  обращения с  отходами,  действуют  несколько  национальных  объединений    СРО    в  данной  отрасли, однако  в  связи с  отсутствием   в  базовом   федеральном  законе  «Об  отходах  производства и  потребления» правовых  норм, устанавливающих конкретные  полномочия    СРО   в  сфере   управления   отходами и  преимущества  членства  в СРО,  а  также  вследствие  неумения  на  местах   организовать   участие   в  развитии   рынка  отходов  и  защиту  членов  СРО,  большая  часть      зарегистрированных  СРО  в  данной  отрасли   либо  не  работает, либо  осуществляет   вялотекущую  деятельность   по  поддержке   своих  членов, что  не   адекватно поставленным   ФЗ-485  задачам  реформы  отрасли .

        

Неким  тормозом  в  развитии   законодательства  о  саморегулировании  отходоперерабатывающей  индустрии  стал   введение     указанным   законом    новой   формы   некоммерческой   организации в  отрасли- Объединения (союза)  производителей  и  импортеров    товаров по управлению   отходами производства и потребления с функциями представления    интересов   членов  организации  по вопросам  отчетности  о выполнении нормативов утилизации. продукции   и  товаров,  потерявших  свои  потребительские  свойства.

         Несомненно,  данную новеллу  пролоббировали      десятки   такого  рода  некоммерческих  организаций   в  Москве ,  пытающиеся   хоть в  какой-то  мере   «оседлать  тему» и координировать  раздробленный   рынок   управления  отходами в   стране , но  это   узаконенное  некоммерческое  образование  еще  более  запутало   процесс    реформы      отрасли  по следующим  причинам:

 - законом  предложена  в  какой-то  мере альтернативная      саморегулированию   форма участия   некоммерческих   организаций  в управлении  отраслевым  рынком  отходов, что     приостановило процесс перевода  отрасли  на   добровольное саморегулирование;

- в  отличие   от СРО  союз  производителей  и  импортеров    осуществляет  коммерческую  деятельность  и  имеет   крайне  узкий   сегмент     полномочий;

-передача   права     союзу   представления  отчетности   по  отходам   от имени   своих  членов   является     лишь  правом, а не  обязанностью     предприятий,  что  приведет   к  реализации коррупционных  схем   в  сфере  учета   образования   и  дальнейшего  движения  отходов;

- для производителей    и  импортеров    товаров   учет   и  даже  утилизация  своих  отходов    и  утратившей    свойства  продукции   не  является  основной   экономической  деятельностью  и   приобретать  статус    члена  такого  Союза ( а  с  ним и соответствующие  обязанности)  для решения   непрофильной  проблемы  нецелесообразно,  не  имеется  должной  мотивации;

-такой союз  имеет право  на   реальное   существование    при наличии на   его  балансе   мощной  производственной  базы  по   переработке  конкретной  утратившей    свойства  продукции    и товаров,  ( а  также    образующихся   при   производстве    данной  продукции  отходов) ,  но  для  этого  нужны  инвестиции  и   предусмотренные    ст.  24 ФЗ  «Об  отходах  производства и   потребления» льготы  и преференции;

 -  такое    экономически  мощное  некоммерческое   объединение   вполне   может    стать  членом    саморегулируемой  организация  в  сфере  управления  отходами.

 

 Концепцией    совершенствования  механизмов   саморегулирования (утверждена   распоряжением  Правительства   РФ  от 30.12.  2015  года  №2776-р)   предусматривается  следующие  первоочередные  меры:

-приведение в соответствие отраслевого законодательства Российской Федерации, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях;

- установление на законодательном уровне оснований и порядка передачи государственных функций саморегулируемым организациям с добровольным членством в целях создания стимулов для развития добровольного саморегулирования.

 

         Учитывая, что отдельные   положения   федерального  закона 458  от 29  декабря  2014 года  под  воздействием   практики   правоприменения   менялись и  неизбежно  будут   меняться  новым  составом  Государственной  Думы,   целесообразно      выступить  с     законодательной  инициативой  о  внедрении   правовых  механизмов    саморегулирования  в  этот  отраслевой   закон,  что  позволит   в кратчайшие  сроки оптимизировать      рынок  отходов,    внедрить       достоверный        учет      вторичных  ресурсов, создать   работающую     в   регионах и в национальном  масштабе    схему  движения     отходов  производства и потребления , поставить   под экономический     контроль  и ответственность межрегиональных  СРО  и   отраслевого национального   союза      эффективность  действия  данной  схемы.

          При этом  вряд  ли  необходимо    вводить  в       ФЗ «Об  отходах  производства и потребления»  ряд  статей,  регламентирующих  права, обязанности  и  ответственность    СРО в данной  отрасли.  Достаточно  введения  одной  статьи,  обозначающий        механизм  саморегулирования  отрасли, с  соответствующей   отсылкой  на       ФЗ «О  саморегулируемых  организациях»  и   на положение  о    саморегулировании  отрасли    управления  отходами, утверждаемое   Правительством   РФ.

 

А.К. Веселов

 Доклад  на  Совете  ТПП РФ.  18  мая  2016 г.

 

ПРАВО РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ВЕРНУЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСПЕКТОРАМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

30 марта 2016 года на официальном сайте Президента РФ (http://kremlin.ru/acts/bank/40638) опубликован Федеральный закон от 30 марта 2016 года № 81-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22.2 и 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — ФЗ № 81-ФЗ). Документ принят Государственной Думой 18 марта 2016 года.

ФЗ № 81-ФЗ предусматривается уточнение перечня должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический надзор, с учётом особенностей организационной структуры указанных органов. В частности, рассмотрение дел об административных правонарушениях в экологической сфере отнесены к компетенции государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

С текстом ФЗ № 81-ФЗ можно ознакомиться в приложении к новости

Публикация подготовлена Е.В. Ильиных

Скачать ФЗ 81-ФЗ

Новости НССОО

Обращение Правления НССОО

 

 

 


Заседание Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюктуры продовольственных рынков в Санкт-Петербурге 


В Волосовском районе появится завод по переработке шин

 

 


С 1 января 2017 года в России запретят захоранивать лом и ртуть А еще через год — бумагу, стекло и покрышки

 


Подходы к отходам.В следующем году в коммунальных платежках россиян появится новая строка расходов - за мусор


СРО «Региональный Союз переработчиков отходов Калининградской области» стал единственным носителем российского опыта на международной конференции «Комплексное устойчивое управление отходами»


Важно! Статья о пользе СРО

 

 

 


Фильм:Валерий Серов.О времени и о себе.

 

 


Правлением НССОО было одобрено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, заключенное с Национальной ассоциацией спасательных и экологических организаций


Экология и экоЛОХия в Башкортостане





Реформа управления отходами в России: практика и перспективы саморегулирования отходоперерабатывающей индустрии


ПРАВО РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ВЕРНУЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНСПЕКТОРАМ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


Яндекс.Метрика

 

 

Наши партнеры